В любой сфере, орудующей продуктами интеллектуальной деятельности, закрепленными на материальных носителях, существует проблема защиты авторских прав. Сегодня это довольно распространенное явление: Интернет, «пиратские» диски и другие способы передачи информации нелегально тиражируют музыкальные композиции, видеозаписи и др., что ведет к уменьшению доходов автора продукта и, собственно, ущемляет его права. Средством преодоления этих неудобств являются
Лицензионные программы. В музыке, как и в других сферах, они широко применяются и имеют как достоинства, так и недостатки.
Обеспечив лицензию на свой продукт, автор, таким образом, закрепляет за собой статус единственного правообладателя и перед ним открываются новые возможности: будучи уверенным в том, что его творчество не припишут кому-нибудь другому, а записи принесут желаемую прибыль, он будет расширять сферу своих музыкальных исканий.
Иногда музыкант, используя лицензионные программы, оборачивает их против самого себя – в этом состоит один из недостатков такого средства защиты. Дело в том, что начинающему исполнителю вначале следует найти круг слушателей и завоевать популярность, что без свободного распространения аудиозаписей маловероятно. Также иногда лицензионное обеспечение мешает законным покупателям.
Существуют разные способы лицензионной защиты. Например, компания Sony BMG в 2005 году начала использовать программу, не позволяющую копировать аудио-CD при работе на ПК. Воспроизводится такой диск только с помощью специальной записанной на нем программы, причем можно создавать не более 3-х его резервных копий. Также на ПК незаметно устанавливалось программное обеспечение, защищающее аудиозаписи от перехвата во время прослушивания. Впрочем, вскоре обнаружилось, что такое ПО грозит безопасности компьютеров, и компания была вынуждена отозвать миллионы своих дисков. Ни Sony, ни Philips, ни EMI на сегодняшний день не поддерживают DRM (технические средства защиты авторских прав).
Что касается музыки в Интернете, крупнейший цифровой магазин Apple iTunes Store когда-то (до 2009 г) использовал программу DRM FairPlay, основанную на основном ключе и ключе пользователя, позволяющую неограниченно копировать отдельные аудиозаписи, но не целые плей-листы, поэтому получать файлы без защиты было несложно. С 2009 г. (в 2007 г. Стив Джобс опубликовал письмо против DRM) музыка на iTunes стала доступна без DRM.
Эти опыты свидетельствуют, что идеальной лицензионной программы нет и не может быть, так как здесь существует большое количество нюансов. Однако и отказываться полностью от лицензионного обеспечения не стоит, так как оно все-таки защищает авторские права и способствует стабильной прибыли.